Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 158 "Медвежонок"

Роль семьи в физическом воспитании ребенка с нарушением зрения

 

 

Всегда ли родители придают должное значение отклонениям в развитии ребенка? Увы, далеко не всегда. Лишь наблюдательные родители своевременно замечают это. Поэтому, первый совет – обращаться за помощью к специалистам и не полагаться на чьи-то досужие мнения.

 


Что же может стать помехой развитию ребенка? Прежде всего, это врожденное или приобретенное недостаточное зрение. Последствия здесь сразу же становятся заметными. Плохое или даже не столь уж сильно сниженное зрение ограничивает ребенка в движениях, затрудняет ориентировку в пространстве, делает его неловким, препятствует участию в общих играх. Такого рода неудачи действуют на настроение ребенка, сказываются на его характере: он становится необщительным, невеселым, боязливым, обижается, если его не принимают в общую игру или отмечают его неловкость.

Недостатки зрительного восприятия сказываются и на умственном развитии: ребенок узнает предметы, их свойства. Но знакомство его с окружающим миром ограничено. Недостаточно воспринятые и плохо узнаваемые и различимые предметы ребенок не может правильно назвать и точно определить их свойства и признаки. При слабом зрении ребенок плохо воспринимает артикуляцию говорящих с ним людей, а это задерживает его звукопроизношение.

Принимая все это во внимание, необходимо постоянно проверять зрение детей и обязательно выполнять требования врача. Дети с нарушением зрения в дошкольные годы должны обучаться и воспитываться в специальном детском саду. Это очень важно: программа занятий в этих детских садах составлена так, чтобы дать детям максимальную возможность компенсировать неполноту зрительных впечатлений. Для них создаются специальные пособия; специально организованные коррекционные занятия по физическому развитию помогают преодолевать двигательные затруднения и увереннее ориентироваться в пространстве. И роль родителей здесь очень велика. Необходимо дома также стремиться к четкому распорядку дня и деятельности детей. Это требует установления правильного двигательного режима, т.е. целесообразного чередования двигательной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья, особенностей быта семьи.

Следует так организовать физическое воспитание, чтобы ребенок ежедневно занимался гимнастикой, подвижными играми, гулял, закалялся.  Во время утренней зарядки следует учитывать непригодность упражнений в упоре, сильные наклоны туловища вниз, назад, в стороны, т.к. они могут отрицательно воздействовать на зрительные функции. Гимнастика должна быть проста, доступна, интересна. Необходимо включать специальные упражнения для глаз. Общая продолжительность 5 – 7 минут. Последовательность общая: ходьба, бег, 5 – 6 упражнений, спокойная ходьба, игра небольшой подвижности. Многие упражнения полезно делать босиком, это способствует закаливанию, укрепляет мышцы, предупреждает плоскостопие: ходьба по палке, на носках, катание палки ногами, поднятие мяча ступнями в упоре сидя, собирание полотенца ступнями ног. Правильному выполнению упражнений помогает использование игрушек, атрибутов, они повышают интерес к занятию, повышают полезное воздействие на организм, снимают зрительное напряжение.

Нередко в результате сильной опеки со стороны родителей, ребенок начинает себя чувствовать не полноценным, у него нет потребности в движении. Чтобы избежать этого, необходимо привлекать к выполнению различных упражнений, учитывая сложности зрительно-двигательной ориентировки. Взрослый показывает упражнение, подробно объясняет последовательность выполнения, затем предлагает выполнить самостоятельно. Закрепление усвоенных движений, ходьбы, бега, прыжков, метания и индивидуальное проявление двигательной активности ребенка возможно через подвижную игру. Игра требует руководства со стороны взрослых. Оно заключается уже в выборе игры. Для детей с нарушением зрения игры должны быть просты, доступны по двигательным возможностям. Кроме того, игры должны быть такими, которые способствуют укреплению зрительных функций: «Кегли», «Сбей колпак», «Успей поймать», «Надень кольцо».

Не рекомендуются игры, вызывающие согнутое положение, резкие наклоны туловища и головы, резкие повороты, прыжки, игры со встречным бегом, бросание мяча с большого расстояния. Большое внимание следует уделять самостоятельной двигательной деятельности и самостоятельным играм детей.  Самостоятельность у наших детей снижена. Чтобы их активизировать, взрослый должен подбирать соответствующие игрушки, пособия и снаряды. Необходимо давать упражнения на расслабление мышц, успокаивающие ребенка. Наиболее удачны упражнения из положения лежа на спине, животе, с открытыми  и закрытыми глазами.

Общая наша  цель – научить детей бережному отношению к себе и своему здоровью, формирование здорового образа жизни. Тогда наши выпускники легко адаптируются в массовой школе, займут активную жизненную позицию, будут участвовать в различных видах деятельности вместе со сверстниками.

Дата последнего обновления страницы 11.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения