Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 158 "Медвежонок"

Музыкальное воспитание слабовидящего дошкольника в семье

 

   Занятия музыкой со слабовидящими детьми благотворно влияют на их общее развитие, вызывают у детей радость, интерес, помогают преодолевать отрицательные переживания, обусловленные нарушением зрения.

Зрительное восприятие развивается в тесном взаимодействии с другими органами чувств. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием, поэтому желательно окружить жизнь слабовидящего ребенка интересными и эмоционально богатыми занятиями. Этому способствуют музыкальные игры и упражнения, включающие активное участие зрительного анализатора.

В музыкальных играх предусматриваются упражнения на развитие пространственной ориентировки, зрительного восприятия и памяти, подражательных двигательных действий, умений различать, сравнивать и называть цвета предметов, выделять их размер и пространственное расположение, в то же время в этих упражнениях развивается слуховые восприятие, память и внимание, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма.

Всё прослушанное следует живо обсуждать, задавая ребенку вопросы о том, что больше всего понравилось и почему. Надо доводить до сознания детей средства музыкальной выразительности, например: «Сережа, ты говоришь, что тебе понравилась песенка зайчика? А ты обратил внимание, как тоненько и ласково пел зайчик, и помогала ему петь скрипка – музыкальный инструмент. Хочешь, послушаем эту песенку еще раз?».

Для знакомства детей с характером музыкального произведения мы рекомендуем предварительно прослушать разнохарактерные пьесы. Например: колыбельную, марш, пляску, советуем провести с ребенком беседы по поводу характера этих пьес. Нужно познакомить ребенка с терминами: плавная, спокойная музыка, веселая, плясовая, маршевая, для ходьбы.

Во время этих мелодий ребенок может передать хлопками, притопами, шагами, держа старшего за руки, сначала ритмическую пульсацию, затем отмечать хлопком или притопом сильную долю такта и передавать несложный ритмичный рисунок хлопка. Можно использовать различные предметы: бубны, погремушки, кубики, колокольчики, музыкальные молоточки, металлофоны.

Полезно пение всей семьей, вдвоем с матерью, отцом, старшим братом или сестрой. Нужно учить правильно подпевать взрослым. Для этого можно использовать, как известные и любимые в народе песни, так и аудиозаписи детских песен.

Наряду с развитием музыкальной памяти, ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитием звуковысотного слуха, слабовидящий ребенок должен учиться двигаться под музыку.

Предварительно необходимо познакомить детей с предлагаемыми образами с помощью крупной красочной иллюстрации или игрушки, которую ребенок может обследовать с помощью осязания.

Мы советуем: двигайтесь с ребенком, пойте, слушайте музыку, учите ребенка откликаться на музыку движениями, и вы внушите ему уверенность в своих силах, поможете преодолеть его зрительный недостаток, сделаете его жизнь богаче, ярче, счастливее.

А еще советуем поиграть с детьми вот в такие музыкальные игры:

Найдите нужный колокольчик

Игра на развитие звуковысотного слуха. Для игры нужно иметь два набора колокольчиков по типу «Валдай». Один набор у ребенка, другой у взрослого. Взрослый садится за стол, на котором стоят колокольчики, отгороженные от ребенка небольшой ширмой, и звенит то одним, то другим колокольчиком. Ребенок должен найти в своем наборе колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.

Угадай колокольчик

Для игры нужна карточка с тремя линейками, три цветных картонных кружочка (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам, три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания или металлофон (баян, фортепиано).

Взрослый поочередно звенит то одним, то другим колокольчиком или играет на металлофоне верхние, нижние и средние звуки. Дети располагают кружочки – ноты на трех линейках в соответствии с высотой звука.

Учитесь танцевать

Игра для развития ритма. Для игры нужны одна большая и одна маленькая матрешки. Взрослый и ребенок сидят за столом. «Большая матрешка учит танцевать маленькую», - говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Ребенок должен повторить этот ритм своей маленькой матрешкой. Игру можно проводить и под музыкальное сопровождение с мелодией простого, ясного ритмического рисунка.

Колпачки

Игра для развития тембрового слуха. В домашних условиях игра может проводиться следующим образом: взрослый и ребенок сидят друг против друга. Взрослый сидит за столом, на котором стоят три разноцветных бумажных колпачка. Под одним колпачком спрятаны любые инструменты, например: губная гармошка, металлофон, балалайка, колокольчик, погремушка, бубен. Ребенку показывают на один из колпачков, например, красный, и объясняют, что под этим колпачком лежит музыкальный инструмент, а какой, ребенок должен сам догадаться, послушав его звучание.

Ребенок отворачивается, а взрослый, приподняв колпачок, извлекает из инструмента звук и тут же опускает колпачок на прежнее место. Ребенок должен отгадать, какой инструмент звучал. Для проверки ответа, разрешается заглянуть под колпачок.

При повторении игры загадывать может ребенок, а отгадывать может взрослый.

Что делают в домике?

Игра для развития музыкальной памяти и слуха, умения определить характер музыки. На карте изображен сказочный домик с открывающимися ставнями. Ставни закрыты, за ними картинка или рисунок, соответствующие музыке: танец, марш, колыбельная. Взрослый предлагает ребенку послушать какую-либо музыку в аудиозаписи или сыгранную на фортепиано, например, «Детскую польку» Глинки, «Колыбельную» Римского-Корсакова (из набора кассет «Концерт для детского сада») или маршевую музыку. Ребенок должен узнать музыку и сказать, что делают в домике: спят, танцуют, маршируют. Для проверки ответа нужно открыть ставни в домике.

 

Дата последнего обновления страницы 11.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения