Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 158 "Медвежонок"

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

 

 

В нашем детском саду проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и воспитателями групп проводят специальные игры и упражнения, которые развивают не только ум и обогащают знания детей, но и способствуют развитию зрения и зрительных функций. Это комплексное развитие осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке.

Желательно, чтобы в этом принимали участие и родители. Прежде всего, надо обязательно соблюдать режим ношения очков ребенком дома и обязательно носить заклейку-окклюзию. Этот метод лечения дает очень хорошие результаты: через год-полтора у детей повышается острота зрения, иногда даже исправляется косоглазие неоперативным путем. 

Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Дети с нарушениями зрения  медленнее читают в школе, и требовать от них скорости чтения как от нормально видящих нельзя. Слабовидящие дети часто путают похожие буквы: и – н – п.  Родители обязательно должны предупредить учителя о том, что у ребенка есть те или иные нарушения зрения.

Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в диагнозе стоит амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько могут видеть его глаза. Проводится лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа, в процессе которой  у детей повышается острота зрения. В этот период тифлопедагоги и воспитатели подбирают  такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры; отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только длинные полоски и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (по цвету, форме, величине). Развивают зрение игры на мышление, внимание, память. Многие пособия педагоги изготавливают сами, учитывая характер зрения и возможности детей. Например, «Подбери цвет к предмету»,  «Найди две одинаковые по расположению предметов карточки», «Закрой окошко» (окошки разной формы).

 Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то у него нарушен зрительный контроль за движениями рук, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, родители, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям  автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые полезно выполнять и дома.

Например, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром. При этом надо учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку нужно подобрать простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка. Детям постарше – подобрать картинки сложнее: с изображением животных, детей, каких-либо сюжетов. Полезны различные мозаики, конструкторы, которые  развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции. Ребенок стремится подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно. Развивается и самоконтроль – что  правильно, а что неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Поэтому мы обязательно выделяем время для развития мышц руки и мышц пальцев. Это нанизывание бус, плетение, выкладывание узоров из мозаики и геометрических фигур.

  

ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕДЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам  - наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Ко второй группе мышц глаз относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или за работой на  компьютере, эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации.

Это может способствовать развитию близорукости. Поэтому эти мышцы следует укреплять и тренировать, а также давать им отдых.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение и является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Зрительная гимнастика развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием (когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза), таким образом, корректируются функциональные дефекты. Гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна:

u  вправо – влево;

u  вверх – вниз;

u  далеко – близко (удалять и приближать предмет);

u  по кругу: слева – направо;

u  по диагонали: снизу – вверх;

u  по диагонали: сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики при зрительной нагрузке. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

 

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков,

 улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости

·        Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

·         Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

·         Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза

·        В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз).

·        Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

·        Частое моргание в течение 20 секунд.

Дата последнего обновления страницы 11.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения