Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 158 "Медвежонок"

Леворукий ребенок в семье

 

 

   Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как большинство. Они пишут, рисуют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребёнок активнее действует левой рукой.

 

Н

аш детский сад посещают дети с нарушением зрения. Зачастую среди этих детей встречаются леворукие дети. И мы - взрослые: педагоги, родители, должны помочь в развитии таким детям.

  До года у детей не наблюдается разницы в развитии. Обычно маленький ребёнок одинаково ловко (или неодинаково ловко) пользуется обеими руками. Но уже к полутора годам одной рукой он начинает пользоваться чуть чаще, чем другой, более уверенно. Потом постепенно, к 3 – 4 годам становится видно, какую руку ребёнок предпочитает: держит карандаш, ложку или лопатку крепче и правильнее правой или левой рукой. Но если вы даёте какой-то предмет справа или слева, скорее всего, малыш возьмёт его той рукой, которая окажется ближе к предмету. В 4 – 5 лет доминантность руки проявляется отчётливо: даже если положить предмет справа, то он возьмёт его левой рукой. Очень важно определить ведущую руку у ребёнка до школы.

 

Чтобы убедиться, какая рука у ребёнка лидирует, можно провести с ребёнком следующие игровые задания:

 


1.    Предложите малышу коробку с пуговицами трёх цветов и три пустые коробки. Попросите его разложить пуговицы так, чтобы в каждой коробке были пуговицы одного цвета. Отметьте, какой рукой он начинает работать. Какая рука более активна?

2.    Соберите несколько бутылочек разного размера с закручивающимися крышками. Предложите ребёнку подобрать подходящую крышку каждой бутылочке. Обратите внимание, какой рукой он выполняет  более сложное действие – навинчивает крышку, а какой только придерживает бутылочку.

3.    Бросайте ребёнку небольшой мяч, который он легко может удержать, и попросите ловить его одной рукой. Заметьте, какой рукой он ловит мяч чаще и более ловко.

4.    Предложите ребёнку нарисовать картинку. Положите карандаш прямо перед ним, ровно посередине, ни слева, ни справа. Посмотрите, какой рукой ребёнок начинает работать. Через некоторое время попросите его нарисовать эту же картинку другой рукой. Оцените результат: какой рукой рисовать было удобнее и быстрее, какой рисунок был выполнен качественно.

5.    Обратите внимание, какой рукой ребёнок старается развязывать узлы. Более активно действующая рука и будет ведущей.

6.    Предложите ребёнку построить дом из кубиков или крупных деталей <LEGO>. Обратите внимание, какой рукой ребёнок поправляет стены, какой рукой берёт кубики. Именно эта рука и будет ведущей.

7.    Предложите ребёнку вырезать по контуру картинку. Отметьте, какой рукой он пользуется ножницами. Если в процессе работы ребенок перекладывает ножницы из руки в руку, посмотрите, какой рукой он работает аккуратнее.

8.    Положите перед ребёнком несколько спичечных коробков и попросите найти спрятанную в одном из них спичку. Заметьте, какой рукой ребёнок действует более активно.  

 

 

Ребёнок “правополушарный” – левша намного отличается от своих сверстников. Психологи считают, что обычно это особо художественно одарённые и очень эмоциональные дети. Они уже с трёх лет намного лучше рисуют других детей и лепят из глины или пластилина. У них наблюдаются музыкальные способности, не редок абсолютный слух. Но в тоже время им свойственна задержка речи и неправильное произношение различных звуков. Часто они позже начинают говорить. Бывает, что им с трудом даётся чтение, письмо и математика.

Ребёнок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. 

Причины  особенностей левшей и правшей заключаются в том, что правое и левое полушарие мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

 

 

Левое полушарие

 

  1. Конкретное мышление

  2. Математические вычисления

  3. Сознательное

  4. Правая рука

  5. Речь

  6. Правый глаз

  7. Чтение и письмо

  8. Двигательная сфера

 

Правое полушарие

 

  1. Абстрактное мышление

  2. Образная память

  3. Бессознательное

  4. Левая рука

  5. Ритм, восприятие музыки

  6. Левый глаз

  7. Ориентировка в пространстве

  8. Чувственная сфера

 

Если ребёнок леворукий, нужно ли его переучивать? Раньше в школах таких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого нельзя делать!

 

 

  Насильственное переучивание левшей, принудительное изменение сложившейся системы головного мозга ведёт к негативным последствиям. Ведь переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.  У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях. При переучивании ребёнок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

 У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний.  Если родители заставляют  выполнять все действия правой  рукой, дети обычно слушаются и стараются, но им это плохо удаётся. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности.

 


Советы родителям леворукого ребёнка

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется “пробовать“ научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6.  Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать карандаш, кисть, ручку, располагать альбом, тетрадь. При рисовании, письме, чтении свет должен падать с правой стороны.
  8. При работе в тетради особое внимание уделять направлению: слева – направо.

 

Возможно, в школе у леворукого ребенка могут возникнуть трудности. К этому нужно быть готовым, быть терпеливым к ребёнку. Необходимо помочь левше организовать своё рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, научить правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа. Не следует требовать правонаклонного письма, для левши более целесообразным будет писать прямо. Категорически противопоказано требовать от ребенка безотрывного письма. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово; каждый элемент должен выполняться осознанно. Выполнять задания следует в медленном темпе. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки при письме. Он должен держать ручку выше, чем праворукий, на расстоянии примерно 4 см от кончика ручки. При неправильных способах держания ручки чёткое и правильное письмо затруднено. Правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости. 

 В нашем детском саду леворуких детей немного: из 133 воспитанников (без группы раннего возраста № 5) их всего 8 / 11%. Им уделяется особое внимание. Придерживаясь рекомендаций ведущих психологов и педагогов,  мы организовываем игры и упражнения так, чтобы правая рука леворукого ребенка стала более активной. Лучше всего это достигается в играх.

Проводятся специальные занятия по развитию моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-зрительного восприятия, упражнения на развитие зрительной памяти. Занятия проводятся систематически, задания постепенно усложняются. Проблемы  ребенка выходят через руки – это лепка, рисование, конструирование, игры с песком, активная тренировка пальцев ребёнка (пальчиковая гимнастика), массаж кистей рук, обнималки и т.д. При работе с бумагой таким детям мы предлагаем специальные ножницы для леворуких. 

Леворуким детям целесообразно заниматься плаванием, ритмикой. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте полезны увлечения вышиванием, вязанием, оригами. 

 


Леворукий, праворукий ребенок…

 Пусть самое главное он будет любимый, желанный, неповторимый!

Дата последнего обновления страницы 11.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения